Мнения

Спасение нефтяной отрасли

26 Декабрь

Первое, что настораживает аналитиков в перспективах сланцевой добычи, — это её себестоимость. Пока что, в силу недостатка технологий и западных санкций на их поставку, работать на данном направлении в России значительно дороже, чем в США, считают специалисты из РАНХиГС. Традиционная добыча чёрного золота, собирающегося в обычных подземных «ловушках» в толще пород, намного дешевле. Да и, к счастью для России, она до сих пор возможна благодаря большим запасам.

Впрочем, у сторонников развития сланцевых технологий в России свои доводы. Чаще всего от них можно услышать, что именно благодаря столь «дешёвому» в добыче газу внутренние цены на голубое топливо в США стали чуть ли не самыми низкими в мире. Правда, за такое снижение американским бизнесменам пришлось поплатиться миллиардными долгами перед банками, в то время как реальная себестоимость добычи сланцевой нефти и газа долгое время скрывалась, напоминают аналитики.

В реальности, благодаря увеличению добычи сланцевого газа, произошёл некоторый избыток его предложения на рынке США, именно это, в свою очередь, привело к существенному снижению его цены, — поясняют они.

Но отчего американцы так упорно давили на сланцы? Долгое время (впрочем, как и сейчас) американские сланцевики заявляли о постоянном снижении затрат на добычу, но последние данные их отчётности, напротив, говорят о том, что до сих пор им так и не удалось выйти хотя бы в ноль, замечают эксперты.

По данным Института энергетики РАН, для их выживания в современных рыночных условиях необходим рост цены на газ внутри США на 40–50% с нынешних $50–60 за тысячу «кубов». А вот нынешние цены американских нефтегазовых бизнесменов, напротив, медленно и мучительно губят. Дело в том, что в основе их экономической модели лежала одна и та же финансовая схема, предполагающая продажу ещё не добытых объёмов газа.

По их мнению, это и привело к тому, что на фоне явной убыточности общие объёмы добычи газа оставались на высоком уровне, а цены — низкими. Убыточность, кстати, тоже косвенно была заложена в эту модель.

Практика показала, что заявленный уровень извлечения сланцевого газа из среднестатистической скважины был изначально существенно завышен. Так, в американских компаниях полагали, что каждая скважина будет давать в среднем от 180 до 200 млн. куб. м газа в год, но реально этот показатель составил всего лишь 50 млн. куб. м, — замечает директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков. — Следовательно, так как срок эксплуатации скважин не изменился, дебит добычи упал в 3–4 раза, что существенным образом сказывается на экономике компаний — операторов сланцевых проектов.

Есть и ещё один нюанс: хотя после запуска скважина «отдаёт» в день до 500 тыс. куб. м газа, уже на следующий год эксплуатации добыча падает на 55–85%, а ещё через два года и вовсе составляет только 14% от первоначального уровня, замечают эксперты центра.

Вероятно, уже с приходом нового главы Белого дома Дональда Трампа действовавший до января 2016 года запрет на экспорт той же нефти, полагает британский эксперт, вернётся. Для успешной реализации политики «реиндустриализации США» американской промышленности потребуются дешёвые энергоносители, соглашается Калмыков из РАНХиГС.

Подробнее читайте на life.ru


Николай Калмыков © 2015