В Челябинске прошло заседание Правительственной комиссии по импортозамещению. На нем обсуждалась реализация планов импортозамещения в промышленности в 2016 году, а также разработка и реализация планов импортозамещения в топливно-энергетическом комплексе.
Дмитрий Медведев считает, и вообще это сейчас свежая тема, что происходит возвращение к росту и восстановление деловой активности. По его мнению, у нас появились нужные правовые нормы и чёткие технологические приоритеты снижения зависимости от иностранного оборудования и комплектующих, от технических услуг и программ.
В частности, — говорит он, — заработали институты. Это Фонд развития промышленности, формируемое Агентство по технологическому развитию. И, наконец, программам замещения импорта обеспечена господдержка, “конечно, в тех объёмах, в которых мы в настоящий момент готовы предоставить”.
В 2015 году государство было готово представить 53,5 млрд рублей, да еще 20 млрд рублей по линии Фонда развития промышленности, итого 73,5 млрд. Столько же профинансировано компаниями. Еще были: госгарантии, субсидии на НИОКР, и на уплату процентов по кредитам. Результат, объявленный на комиссии: за 2015 год начато более 800 инвестиционных проектов. Это уже на что-то похоже.
Также на базе Фонда развития промышленности Минпромторг создает Центр обратного инжиниринга для разработки аналогов импортного оборудования, — сообщила “Российская газета”. Министерство активно вовлекает в его финансирование нефтегазовые компании. Государственные и частные средства распределят в пропорции 30 на 70 процентов.
В нынешнем году будет 423 проекта импортозамещения. Государство опять выделит 73 млрд руб., но в правительстве надеются еще на 227 млрд в эти проекты из разных источников.
Когда обратно значит вперед
Обратный инжиниринг — один из подходов к развитию конкурентоспособных предприятий, нет ничего постыдного в создании аналогов зарубежных востребованных разработок. Главное, чтобы они соответствовали запросам рынка по характеристикам и по качеству, — считает директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков. И, конечно, уверен он, задача государства — создание условий, первый толчок развитию. Ее решает Фонд развития промышленности. Фонд выступает не только источником поддержки, но и “точкой сборки”, источником информации и правил.
Как говорит Калмыков, за последние три года изменилась картина с промышленными инновациями. Если в 2012 году основными предприятиями, осуществлявшими инновации, были производители нефтепродуктов, то в 2014 году они сместились на 2 место, а на 1 место по удельному весу вышли предприятия электрооборудования, электронного и оптического оборудования, на 3 месте – предприятия химического производства, на 4 – предприятия, производящие транспортные средства.
Это стало результатом, в том числе, того, что в России имеются и общефедеральные институты поддержки промышленности, и региональные или отраслевые, центры поддержки малого и среднего бизнеса, а МСБ тоже участвует в производственных цепочках и импортозамещении. Конкретно можно назвать еще РВК и технологические госкорпорации. Сейчас, заключает директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС, пока что институты развития сами развиваются, и судить об их эффективности можно будет лишь спустя некоторое время.