Позиция

Как легкая промышленность идет по пути импортозамещения. Пути развития

19 Август

Из-за дешевеющей рабочей силы локализовать производство у нас могут и зарубежные марки. В мае финская Finn Flare открыла свой цех в Москве. По словам Косец, иностранцы, как правило, не пытаются создавать новые предприятия, а ищут готовые фабрики по пошиву одежды. «Так, например, при содействии правительства Краснодарского края идут переговоры о возможном сотрудничестве местного швейного объединения «Александрия» и модного дома известного кутюрье Пьера Кардена», — говорит она.

Переговоры о локализации производства также ведутся с компаниями Zara и H&M. Но Ксения Ивкина уверена, что зарубежные бренды еще не готовы размещаться в России: чтобы конкурировать, на большинстве предприятий еще предстоит выстраивать систему менеджмента. «Ведь этой отрасли никто не уделял должного внимания более 20 лет. Перспективы есть, но требуют соразмерных усилий — как со стороны государства, так и со стороны бизнеса», — говорит она.

По ее мнению, давно назрела необходимость субсидирования легпрома, поскольку конкурировать в ценовой политике с Турцией, где отрасль активно поддерживается государством, непросто. «Пока у нас нет чего-то похожего, говорить о том, что наша легкая промышленность будет расти очень опрометчиво», — констатирует эксперт.

Власти уже работают в этом направлении. В феврале правительство утвердило программу поддержки легпрома на 2016 год — выделяется 1,5 миллиарда рублей. В июле Минпромторг объявил о запуске программы льготного лизинга оборудования для предприятий, сейчас ведомство занимается упрощением доступа компаний к кредитам.

Представители отрасли также просят облегчить доступ импортного сырья на рынок. По мнению Ларисы Каменской, владелицы одноименного модного дома, для этого следует обеспечить господдержку в виде гарантий и обнуления ввозных таможенных пошлин на те ткани, что не производятся внутри страны. Требуется также упростить саму процедуру таможенного оформления. Это, по ее мнению, позволит оптовым поставщикам тканей и производителям спать спокойно, получив товар легальным способом, а не серыми схемами. «Внутри страны мы никогда не сможем производить текстиль для одежды, это огромная сложная работа, требующая высокой квалификации дизайнеров текстиля, технологов, трендсеттеров, химиков», — признает она, поэтому гораздо важнее развивать именно швейное производство.

Директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков уверен: для развития легпрома требуется инфраструктурная работа — создание глобальных торговых площадок, например при участии Почты России. В Китае интернет-гиганты Taobao и Aliexpress способствуют не только развитию местного производства, но и выстраиванию цепочки поставок и сбыта продукции за рубеж. «Существуют китайские Taobao-деревни, значительная часть населения в них сосредоточена на изготовлении товаров, которые впоследствии продаются через подобные электронные системы», — говорит эксперт. Нам также следует выстраивать распределенную сеть производства — как отдельных элементов изделий, так и итоговой продукции — по всей России. Так, по словам Калмыкова, можно обеспечить оптимизацию производственного процесса и стоимости товара, а также добиться удобства сбыта товаров в стране и за ее пределами.

Большинство опрошенных «Лентой.ру» экспертов полагают, что говорить о полном импортозамещении в отрасли и рано, и не очень корректно. Но многие из них, трезво оценивая ситуацию, не теряют оптимизма. А некоторые — и чувство юмора. «Мы перестали обедать, распивать по утрам шампанское и перевели офисного кота на должность сторожа, а не главного бездельника, — шутит Анастасия Бабурова, — В общем, всячески экономим. И нужно больше работать, тем более что к российским маркам население становится все более лояльным».

Подробнее: https://m.lenta.ru/articles/2016/08/19/legprom1


Николай Калмыков © 2015