Медиа

Платные дороги

Николай Калмыков: Здравствуйте, добрый вечер.

Ольга Арсланова: Николай, мы узнали о том, что проезд подорожает по некоторым платным дорогам в нашей стране.

Петр Кузнецов: В Москве, в Московском регионе.

Ольга Арсланова: Который является частью страны, разумеется. Да?

Петр Кузнецов: Ну, наши телезрители так не считают.

Ольга Арсланова: И мы пытаемся понять: а с чем это связано? То есть наверняка есть какие-то официальные показания для того, чтобы такие вещи делать, ведь это довольно существенный рост – от 50 до 150 рублей.

Николай Калмыков: Смотрите, давайте сначала. Изначально есть документ, на основе которого создавалась эта платная дорога. В нем записаны, в принципе, все формулы. Это соглашение концессионное. Соответственно, формула рассчитывается по определенному алгоритму, который ранее был оговорен в любом случае между государством и инвесторами. То есть это не то что из головы взять эту цифру, она должна быть обоснована так или иначе. И вопрос скорее правильнее задавать как раз и акционерам, и государственным структурам, соответственно. Это с одной стороны.

С другой стороны, мы сейчас подняли вопрос умных таких фраз отдельных – «концессионное соглашение» и так далее. Но есть и другие умные слова. Я в эфире уже у вас произносил это – «контрактация жизненного цикла». Действительно, вы очень правильно заметили, что строительство платной дороги предполагает как раз возможность получения дополнительных средств, чтобы инвестировать их в дороги свободного доступа. И здесь как раз в качестве конкурента для платных дорог должен быть государственный заказ в новом формате – в формате, когда заказывается не просто построить дорогу сейчас и гарантировать год-два, когда передается не инвестору во владение платная дорога, а когда передается исполнителю, выигравшему конкурсную процедуру, но на условии, что он обеспечивает поддержание качества состояния дороги.

Таким образом, действительно нужно стремиться к тому, что, если есть платная дорога, должен быть дублер, который в идеале должен конкурировать с платной дорогой. И за счет того, что там тоже должен быть исполнитель ответственный в таких условиях, когда он имеет возможность конкурировать…

Ольга Арсланова: Подождите. А если бесплатная дорога будет конкурировать с платной, то это разве выгодно платной? По ней же никто не поедет.

Николай Калмыков: Есть государственная задача. Задача государства – сделать так, чтобы для граждан, для бизнеса, для всех была качественная дорога, чтобы был доступ транспортных артерий. А как это будет достигнуто – это уже вопрос совокупности всех механизмом. С одной стороны, платная дорога – да, есть своя целевая аудитория. И как показала практика московская, действительно дорога востребована. Я сам по ней периодически езжу, у меня дача в этом направлении. И действительно бывает, когда ты торопишься, можно быстро доехать. Это удобно. А если у тебя есть чуть больше времени, то ты можешь поехать по Ленинградке, свободно совершенно точно так же по дороге, но чуть больше постоишь.

Но в то же время, когда мы понимаем, что есть перспективы и потенциал повысить качество все-таки дорог общего пользования, то это не значит, что они должны быть заброшены или хуже. Это значит, что просто, да, действительно нужно давать для них больше механизмов для возможности конкуренции. А конкуренция возникнет, только если будет заинтересованная сторона. Заинтересованной стороной очень сложно сделать просто подрядчика, который ремонтирует либо заново накладывает покрытие. А если же это исполнитель, который находится в ситуации контрактации жизненного цикла, то тогда у него есть интерес конкурировать.

Объясню, что это такое, просто напомню. Контрактация жизненного цикла предполагает, когда заказывается поддержание качества дороги – не только положить асфальт, но и обеспечивать пять, семь, десять лет ее состояние. Причем формула может точно так же привязываться и к трафику, и к пропускной способности, и так далее. И тогда уже непосредственно исполнитель заинтересован в том, чтобы сделать максимальное качество покрытия, максимальное качество всей инфраструктуры и так далее. Ну, это я немножко в сторону ушел.

Таким образом, платные дороги – да, действительно они нужны, но это не панацея. И они не могут занимать значительный объем в принципе дорожно-транспортного строительства вообще в России, тем более учитывая наши расстояния. Это скорее точечные меры, точечные ситуации, где действительно есть инвестор, который готов прийти, построить дорогу, вложиться деньгами и помочь государству. Но это не отменяет абсолютно работы по приоритету дорог общего пользования.

Ольга Арсланова: Кстати, вы сказали о том, что они где-то там должны быть в небольшом объеме, инвестор определяет. А инвестор сам определяет, на каком участке ему это выгодно построить, для того чтобы, разумеется, как-то это окупить, и не через 100–200 лет, и без постоянного повышения платы проезда?

Николай Калмыков: Здесь как раз действительно вопрос переговоров. Потому что инвестор должен проводить маркетинговые исследования. Если он не умеет проводить маркетинговые исследования, то это вообще странный инвестор. У нас в нашем экспертно-аналитическом центре неоднократно проводили и для коммерческого сектора маркетинговые исследования, которые хотели сделать проект, но на стыке с государством чаще всего. И это нормальная ситуация.

Ты изначально замеряешь потенциал спроса. Ты понимаешь, насколько это будет востребовано, на какую цену согласятся люди, то есть на какую оплату проезда согласятся люди, какая потенциальная пропускная способность там необходима. То есть в любом случае это должно быть исследование. И уже понимая этот потенциал, с одной стороны, это изучать должно государство, если оно хочет предложить конкретную территорию для дороги и понимает, что оно сейчас не может само это обеспечить и заинтересовано в поиске инвесторов. То есть обосновывать: «Да, здесь перспективно. Бизнес, приходи».

С другой стороны, бизнес, конечно, должен верить государству, но он должен дополнительно, зная свой опыт, свои инструменты, еще глубже изучать этот потенциал и вопрос. Поэтому когда происходит концессионное соглашение, в него и закладывается не просто конкретная цифра либо «мы как хотим, так и решим», а должна закладываться всегда формула, которая должна быть понятна и прозрачна.

Подробнее – https://otr-online.ru/programmi/segodnya-v-rossii-27580/artem-kiryanov—68305.html


Николай Калмыков © 2015