Новости

Состоялся круглый стол «Человеческий капитал: образование, труд, миграция, молодежная политика»

29 Январь

29 января в Президентской академии продолжились обсуждения тезисов к докладам на тему «Человеческий капитал: образование, труд, миграция, молодежная политика» в рамках подготовки предложений «Стратегии социально-экономического развития России до 2030 г.» (Стратегия-2030).

На круглом столе собрались представители различных сфер деятельности, интересов и взглядов. Был озвучен широкий спектр вопросов, которые входят в проблематику человеческого капитала. Модератором дискуссии выступил Директор экспертно-аналитического центра Калмыков Н.Н.

Президент фонда поддержки социальных проектов «Миграция XXI век»Поставнин В.А. отметил важнейшую, на его взгляд, проблему, что действующие в России правила, регулирующие законность пребывания мигрантов,  приносят выгоды чиновникам, силовикам и коммерческим предприятиям, в бюджет же значительных поступлений нет. Поэтому «необходима глубокая реформа миграционной службы, сейчас это полицейский орган, а миграция – это экономический феномен». Эксперт отметил, что нужен пересмотр всей миграционной политики, а также подчеркнул, что сегодня у нас в стране относятся к мигрантам как людям второго сорта, а между тем, они могут приносить реальную экономическую пользу, поэтому мигрант должен иметь свободный вход на рынок труда и возможность легализовываться. Для эффективного мониторинга ситуации  было предложено сформировать открытый банк статистических данных, аккумулирующий данные всех организаций, которые отслеживают миграционные процессы.

Обсуждение проблем миграционной политики продолжила Власова Н.И., вице-президент фонда поддержки социальных проектов «Миграция XXI век». Она акцентировала внимание на огромной стихийности миграционных потоков, большая часть которых направлена на Москву и Санкт-Петербург. По ее мнению, велика роль теневых посредников и коррупции, недостаточна работа с государствами, которые отправляют мигрантов в нашу страну. Решение Власова Н.И. видит, с одной стороны, в определении потребности в рабочей силе у организаций. С другой стороны, она высказала необходимость профессионального обучения в тех государствах, откуда приезжают мигранты, чтобы  мигрант сразу был готов к труду. Другой проблемой миграционной политики, эксперт выделила государственную программу переселения соотечественников, которая не является репарационной, из-за чего русскоязычные граждане не возвращаются в страну.

Важность проведения ежегодных социологических исследований для анализа проблем нелегальных мигрантов отметил в своем выступлении заведующий отделом социологии Фонда развития исследовательских программ «Информатика для демократии» Римский В.Л. Он подчеркнул, что открытые данные надо брать от всех органов, кто получает данные. Для решения проблем мигрантов эксперт предложил снижение административных барьеров по входу на рынок, из-за которых выгодны нелегальные мигранты.

Ицаков Е.Д., доцент кафедры менеджмента и предпринимательства РАНХиГС считает, что миграция не проблема, а инструмент, который можно использовать. Он отметил, что в современном мире миграция неоднородна и незбежна. Люди, как элементы физического мира, стремятся из области высокого давления в область низкого, и Россия сегодня – это область низкого давления. Правильно организованная миграция — способ радикального прироста количества людей, которые могут развивать регионы.

Учитель ГБОУ школа №1143 Бобоха А.С. поделилась с участниками своим видением проблем среднего образования. Согласно ее позиции, школьникам предлагается слишком большое количество информации, которую трудно усвоить. Решением проблемы она считает увеличение длительности дошкольного образования. При переходе в среднюю школу предлагается применение тестов на одаренность ребенка, и для одаренных детей создание специальных школ. При этом, эксперт считает, что должна измениться цель среднего образования: «школа должна научить трудиться, а не запоминать информацию».

Калмыков Н.Н. предложил участникам тему адаптации образования к изменившимся социальным условиям и вопрос исследования проблем образования.

Необходима такая образовательная политика, при которой подготовка кадров,  осуществляется в самом регионе, подчеркнула старший научный сотрудник НП Института изучения общественных явлений Гудзовская А.А.

Волкова С.В., заместитель председателя аккредитационной комиссии ООО «За качество образования»  высказалась в поддержку тезиса о формировании трудовых  навыков, а также отметила важность проверки качества преподавателей, необходимость перехода к компетентностной модели оценки учителей.

Старший научный сотрудник Юридического института МГПУ Винокурова Н.С.  подчеркнула необходимость подготовки специальных учителей, готовых к профориентации, помощи детям в жизненном самоопределении. Она предложила заменить понятие профориентации на социальное развитие, в  числе прочих мер создавать центры, где возможен совместный труд детей со взрослыми.

Директор ГКУ «Центр квотирования» Шкут Р.А. поднял вопрос адаптации инвалидов на рабочем месте. Он отметил, что необходимы компенсации компаниям, которые принимают на работу инвалидов. Заместитель директора ГКУ «Центр квотирования» Агафонова К.Е. подчеркнула значимость распространения успешной в Москве практики квотируемости рабочих мест в других  регионах.

Председатель ЦОО МГО Всероссийское общество инвалидов Федотов И.Е. подчеркнул существующую ущербность инвалида как субъекта труда. Он предложил компенсацию начислений в фонд заработной платы, необходимость государственной поддержки работодателей, а также формирование системы наставничества для инвалидов.

Проблему поддержки социально незащищенных слоев населения и образования продолжил преподаватель НИУ ВШЭ Казанцев Н.С. Он затронул вопросы адаптации детей сирот, важность обучения учителей профориентации, необходимость введения прикладного образования, расширения количества предметов по выбору.

Член правления Национального совета молодежных и детских объединений России Буданова Н.А. затронула вопросы отсутствия социальных лифтов в социальной структуре современной России, повышения финансовой грамотности молодежи.

Ряд экспертов направляет тезисы в рамках заочного участия в дискуссии, региональные эксперты участвовали в круглом столе в формате вебинара.

Все позиции, высказанные в ходе обсуждения, будут проанализированы и войдут в проект доклада к «Стратегии 2030».

IMG_1300


Николай Калмыков © 2015