Новости

Парламентский контроль. Нужна ли оценка эффективности государственных программ

19 Сентябрь

В этом году, благодаря инициативам спикера Госдумы активизировалось взаимодействие Госдумы и Правительства. Так, по мнению опрошенных (1200 респондентов, июль 2017 г.) 85% отметили, что важным изменением является требование более тщательной проработки законопроектов. Наряду с этим, на заседаниях Комитетов ГД ФС РФ и общественных слушаниях теперь значительно чаще можно встретить высокопоставленных представителей министерств и ведомств. Также, в апреле СМИ писали, что правительство согласилось давать по запросу совета Госдумы оценку регулирующего воздействия. Эффективность работы органов государственной власти зачастую оценивается за счет повышения эффективности бюджетных расходов. Достичь заданного уровня эффективности можно при помощи государственных программ. Но все ли запланированное реализуется, и нужно ли давать оценку эффективности проведения госпрограмм? Об этом рассуждает Николай Калмыков, директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС, кандидат социологических наук:


«Оценивать государственные программы нужно. Ведь постоянно возникает множество вопросов: что делать, если программа реализуется неэффективно? Какие меры необходимо принимать в данном случае? Не сократится ли финансирование программы? Должны ли меняться приоритеты программы, если разработчик выполнил свою работу некачественно? Именно оценка эффективности помогает вычислить результативность программ и выявить возникающие при выполнении программы проблемы, которые необходимо устранить.
Одна из наиболее распространенных проблем, возникающих при реализации государственных программ – отсутствие стратегического мышления как у разработчиков программы, так и у реализующих органов.

Вторая проблема обусловлена тем, что зачастую ответственные исполнители госпрограмм нарушают сроки отчетности по результатам программ и достижению показателей, что приводит к потере качества программно-целевого бюджетирования.

Третья проблема связана с тем, что эксперты, разрабатывающие программу, не уделяют должного внимания вопросу адекватного целеполагания и выбору корректных индикаторов, которые способствуют наиболее быстрому и правильному развитию программы.

Четвертая сложность, которая имеет серьезные перспективы решения – привлечение большего внимания общественности к содержанию тех или иных программ. Здесь, как раз, может быть эффективно применен такой инструмент как парламентский контроль и просто внимание депутатов. Так, за исполнением поручений, принимаемых Госдумой по итогам правительственных часов и рассмотрения бюджета будет установлен парламентский контроль. Эта инициатива, высказанная главой Комитета по бюджету и налогам, была поддержана председателем Госдумы.
Если говорить о расходах федерального бюджета на реализацию программ по состоянию на 1 января 2016 года, то они исполнены в сумме 7 705 328, 0 млн. рублей. Наибольшие объемы финансового обеспечения приходятся на госпрограммы «Социальная поддержка граждан» – 14,9 %, «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» – 10,2 %, «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» – 10,9 %, и «Развитие транспортной системы» — 10,8 %. В рамках реализации госпрограммы «Развитие науки и технологий» на 2013 – 2020 годы низкий уровень исполнения сложился по ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014 — 2020 годы – 52,8 %. Объем фактического использования бюджетных ассигнований программы равен 136,8 млрд руб. В рамках реализации госпрограммы «Космическая деятельность России на 2013 — 2020 годы» на низком уровне исполнены бюджетные ассигнования по ФЦП «Развитие российских космодромов на 2006 — 2015 годы» – 53,4 % показателя сводной бюджетной росписи с изменениями. В рамках реализации госпрограммы «Энергоэффективность и развитие энергетики» по состоянию на 1 января 2016 года, по данным Росстата, показатели «Добыча нефти, включая газовый конденсат» и «Добыча угля» составили 533 млн. тонн и 372 млн. тонн и превысили плановые показатели 2015 года (523,4 млн. тонн и 355 млн. тонн соответственно), показатель «Добыча газа природного и попутного» составил 633,5 млрд. куб. метров и не достиг планового показателя 2015 года (668 млрд. куб. метров).

В бюджете на 2016 год было предусмотрено сокращение финансирования всех государственных программ – об этом заявил заместитель главы Минэкономразвития РФ Олег Фомичев в ходе Гайдаровского Форума в 2016 году.

Чего нам ожидать во второй половине 2017 года? В первую очередь, необходимо сосредоточить внимание на решении уже существующих проблем. Они требуют быстрой реакции и инновационных методов решения. Экспертами предлагаются разные подходы к единой методике оценки эффективности государственных программ и введение практики разработки и утверждения системы целевых индикаторов программы. Важным пунктом является формирование открытых отчетов выполнения программ с оценкой по соответствующим индикаторам, а не по проценту исполнения.

Так, для примера, одним из подходов предлагаемых экспертами является создание альтернативных вариантов программы для повышения эффективности процесса программно-целевого управления бюджетом, взяв за основу принцип бюджетного планирования на нулевой основе (ZBB), по которому хотя бы один из вариантов должен предусматривать уменьшение вложения бюджетных средств относительно прошлого года. Данный вариант позволит также усилить мотивацию участников программы в улучшении ее результатов – принимающий программы орган должен иметь высокий административный статус, нести конкретную ответственность, а также иметь возможность обеспечить открытость и прозрачность процесса распределения бюджетных средств. Должны быть установлены реальные меры ответственности за итоги реализации программы с определенными санкциями в случае неисполнения.

Возврат к идее стратегических, специальных, национальных проектов как эффективных инструментов решения крупных проблем развития общества также позволит трансформировать в национальные проекты ряд направлений государственных программ, которые будут объединять и увязывать государственные программы по наиболее важным экономическим и социальным проблемам. И парламентский контроль один из важнейших инструментов, который может повлиять на эффективность как планирования, так и последующей реализации программ и проектов».

Подробнее: http://fedpress.ru/personal-view/1858255


Николай Калмыков © 2015