Новости

Назад в будущее: возрождение института наставничества, или внедрение мечты в систему

27 Сентябрь
О том, как в современных реалиях возродить систему наставничества, почему в 21 веке возникла такая необходимость, и каким должен быть нынешний ментор, 26 сентября рассказали в рамках пресс-конференции: «Старт системы наставничества».

Система наставничества для тех, кто родился в 90- годы – явление не совсем понятное. Зато люди, молодость которых пришлась на 60-70-е годы в СССР – период, когда за каждым юным комсомольцем на рабочем предприятии закреплялся ментор – с ностальгией вспомнят то время, когда рыночные отношения и конкуренция еще не отравили простое человеческое желание поделиться опытом и знаниями с новыми кадрами.


Инициатива

Перед тем, как перейти к основным вопросам, стоит напомнить об инициативе одного из спикеров пресс-конференции председателя правления «Объединения наставников», директора экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николая Калмыкова.

Весной 2017 года общественник обратился к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву  с предложением проводить специальные семинары для россиян, которые хотели бы совершенствовать свои знания в той или иной сфере, научиться развивать свои проекты, а после вынести их на широкое обсуждение.

Ключевым моментом стало то, что во всем этом амбициозным дилетантам должны будут помогать профессиональные наставники – бизнесмены, политики, спортсмены, ученые, деятели искусства и медиаменеджеры. Естественно, на безвозмездной основе.

Председатель правительства РФ инициативу оценил и одобрил, таким образом, положив начало возрождению системы наставничества в России на федеральном уровне.

По словам Калмыкова, первые отклики не заставили себя ждать.

— В настоящее время на сайте (nastavniki.com — прим. «ВМ») размещены данные около 100 наставников. Стоит отметить, что министр экономики Камчатки (Дмитрий Коростелев – прим. «ВМ») связался с нами через Instagram, для него это оказалось очень интересно. Также откликнулся режиссер Андрей Кончаловский, он сказал, что готов взаимодействовать с социологами, так что сейчас уже есть возможность получить в наставники таких менторов, — уточнил он.

«Я его всему научу, а он меня подсидит», или как подобраться к наставнику

Что касается наставляемых, то с ними все понятно. Людей, желающих «прокачать» имеющиеся знания и получить новые, огромное количество. И это не удивительно, так как все хотят научиться зарабатывать деньги, но лишь немногие умеют выстраивать алгоритм успеха.

Согласно статистике, приведенной Николаем Калмыковым, 56 процентов молодых кадров увольняются с места работы в первые полгода. Причина – отсутствие заинтересованности в них руководства. Все чаще компании работают, пожалуй, по главному принципу капитализма — «незаменимых нет».

— Молодежь, да и не только они, но и уже зрелые люди, которые решили кардинально изменить свою жизнь и даже уже выбрали, в каком направлении, мечтают о том, что их научат работать, быть востребованными, зарабатывать деньги, но для того, чтобы эти мечты пришли в систему, необходимо мотивировать самого наставника. Он должен чувствовать, что создает себе не конкурента, а помощника. Наставником может быть только самодостаточный человек. Это очень тонкий психологический момент, мы должны понять, как подобраться к наставникам, чтобы их были не десятки, а тысячи по всей стране, — отметила заместитель председателя комитета Госдумы РФ по культуре Ольга Казакова.

Однако это не единственная проблема, которая отличает естественную систему наставничества в СССР от возрождаемой. Если тогда передача знаний была, грубо говоря, прописана в списке обязанностей специалиста, то нынешним менторам необходимо будет принести в «жертву» самое важное – время и силы.

— Родители часто обращаются к нам и просят взять их ребенка, чтобы он просто находился с нами, смотрел, как мы работаем. А это не так просто, это же затрата сил, ты же должен человека учить, должен предоставить ему рабочее место. Все эти моменты — огромная и обширная работа. Возможно, их решение стоит в дальнейшем прописать на законодательном уровне, — добавила Казакова.

В свою очередь, депутат Государственной Думы Наталья Кувшинова подчеркнула, что «важно ни в коем случае не свести наставничество к формату услуги».

— Это должен быть образ жизни, если ты что-то умеешь – не бойся это передать. Не надо думать: «Вот я его сейчас научу, а он меня потом подсидит». Придется потратить не один месяц, а то и годы, чтобы поменять менталитет людей, — подчеркнула она.

— Не поменять, а скорее восстановить, — добавил Калмыков.

Кратко, на примере

Самым немногословным оказался директор по развитию бизнеса Rambler&Co Дмитрий Туркевич, на личном примере, продемонстрировавший то, как важно встретить на своем профессиональном пути человека, которому не все равно.

— Я закончил экономико-статистический институт с красным дипломом, после написал диссертацию – защитил, а в результате – ноль, ничего из этого не вышло. Сейчас, с высоты своего опыта, я понимаю, почему тогда у меня не получилось развиться в той специальности, по которой учился – рядом не оказалось человека, который бы направил. Зато он появился в интернет-сфере (смеется). Я уверен, что наставник – это в первую очередь не руководитель, а мастер, — сказал Туркевич и после добавил – Так что я точно буду в этом участвовать, думаю, компания меня поддержит.

— Я долгое время проработал учителем только из-за хорошего наставника, если бы не он, то ушел бы сразу, — в свою очередь, отметил политолог, руководитель «Политической Экспертной группы» Константин Калачев.

По его словам, если и возвращаться к практикам советского прошлого, то только к таким, при этом дополняя их новым инструментарием.

— Тогда не было возможности пользоваться Интернетом, сейчас все более мобильно, можно взаимодействовать находясь на разных концах страны и мира. Старые формы необходимо дополнять новым содержанием, — сказал он.

Пусть меня научат

Все вышесказанное вовсе не значит, что получить наставника может абсолютно любой человек «с улицы».

Ментор будет приставлен только к максимально мотивированному абсолютно любому человеку «с улицы». Всего один эпитет, а разница чувствуется сразу.

Поэтому, чтобы оставить заявление на существующей интернет-площадке необходимо предложить какой-либо свой проект или хотя бы иметь идеи для его создания. Если с данным пунктом все в порядке, то дальнейшие действия не превысят трех-четырех кликов «мышкой», этого будет вполне достаточно, чтобы отправить заполненную форму организаторам.

После сотрудники организации подберут наставника, в команде с которым осуществить запланированное будет проще или хотя бы понятнее.

Стоит отметить, что на сайте можно не только заручаться поддержкой, но и стать тем, кто эту поддержку дает – наставником. Возраст ментора не важен, главное – знания.

СПРАВКА «ВМ»

На сегодняшний день в систему наставничества вошли депутаты, сенаторы, представители федеральных и региональных министерств, члены общественной палат (ОП) РФ, олимпийские чемпионы, руководители технопарков и бизнес-инкубаторов, художники, ученые и другие выдающиеся деятели. Ранее в поддержку проекта высказались ведущие политтехнологи, представители госкорпораций и объединений бизнеса. 

Подробнее: http://vm.ru/news/419546.html

 

 


Николай Калмыков © 2015