Позиция

Не наступить на «европейские грабли»

16 Июнь

В прошлом году в Европе вспыхнул миграционный кризис. Сейчас общими усилиями его удалось если не погасить, то перевести в тлеющее состояние. Тем не менее эксперты указывают, что миграция — это спасительный круг для экономик, в которых отсутствует или еле различим естественный прирост населения. То есть и Европе, и России вряд ли удастся выжить без притока новой рабочей силы из-за рубежа.

Все эксперты в один голос утверждают, что приток мигрантов оказывает на темпы роста экономики стимулирующее воздействие, и это понятно: благодаря мигрантам количество населения страны увеличивается, а значит, растет потребление, усиливается потребительский спрос. Так, немецкие экономисты отмечали ускорение темпов роста экономики ФРГ на фоне притока беженцев с Ближнего Востока. Но этот стимулирующий эффект имеет кратковременный характер: чтобы постоянно стимулировать экономику за счет миграции, наплыв мигрантов должен быть не разовым, а постоянным.

Внутренний ресурс

Россия в вопросах привлечения трудовых ресурсов сегодня идет по пути Европы. Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик группы компаний «Финам», считает, что РФ нуждается в мигрантах, чтобы нивелировать эффект от старения местного населения. «Например, к 2018 году из-за демографии численность трудоспособного населения в РФ сократится на 3,4%», — отметил господин Нигматуллин.

Николай Калмыков, директор Экспертно-аналитического центра Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (РАНХиГС), полагает, что Россия может избежать европейских ошибок с мигрантами, развивая внутреннюю миграцию и создавая условия для собственного населения более свободно перемещаться в поисках работы, стимулируя развитие территорий, нуждающихся в трудовых ресурсах.

«Надо сказать, что в России уже ведется работа по стимулированию внутренней трудовой мобильности. Ситуация на рынке труда различных регионов, если оценивать ее по показателю напряженности (соотношение числа вакансий и безработных граждан), очень неоднородная. Этот показатель может отличаться между регионами в несколько раз. И здесь государство рассчитывает, что реализация мер по повышению мобильности граждан позволит сгладить подобные диспропорции», — говорит господин Калмыков. Он отмечает, что продолжает сокращаться в результате миграции население регионов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей. Среди северных регионов только Ханты-Мансийский АО и Ямало-Ненецкий АО имеют близкий к нулевому и изменяющийся от года к году миграционный баланс, остальные северные территории имеют устойчивую убыль. Основными субъектами Российской Федерации, принимающими на работу граждан из других регионов, по данным господина Калмыкова, являются Москва (1 млн человек, или 17% к численности занятого населения данного региона), Тюменская область с автономными округами (270 тыс. человек, или 14,6%), Московская область (183 тыс. человек, или 4,8%), Санкт-Петербург (180 тыс. человек, или 6,3%), Краснодарский край (84 тыс. человек, или 3,4%).

Елена Ульянова, председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга, приводит данные: в Петербурге по итогам 2015 года миграционный прирост населения составил 25,3 тыс. человек и по сравнению с 2014 годом сократился на 52%. По словам чиновницы, в соответствии с демографическим прогнозом численность Петербурга увеличится до 6,2 млн жителей к 2030 году, в том числе на 800 тыс. человек за счет миграционного прироста. «Данные цифры основаны на прогнозируемом росте ВРП в размере 4-5% в год. Рост доли экономики знаний в структуре экономики города приведет к спросу на высококвалифицированную рабочую силу, поэтому, говоря о новых 800 тыс. жителей, мы имеем в виду в первую очередь экономически активное население с уровнем образования выше среднего, которое и станет основным фактором опережающего экономического роста города», — говорит Елена Ульянова.

В конце 2014 года были внесены изменения в закон «О занятости населения в Российской Федерации» в части повышения мобильности трудовых ресурсов. Новые нормы закона призваны стимулировать переориентацию потоков внутренней трудовой миграции и привлечение трудовых ресурсов из трудоизбыточных регионов в трудонедостаточные.

В целом за последние годы миграционная активность резко увеличивается и в среднем за год ее рост составляет 20%, отмечает господин Калмыков. Он обращает внимание, что мобильность трудовых ресурсов составляет примерно 5,5% от экономически активного населения в трудоспособном возрасте.

Развивать мобильность

«Для улучшения ситуации необходимо развитие инфраструктуры пространственной мобильности, прежде всего — дешевых сегментов арендного жилья, развития транспортной инфраструктуры. Это позволит снизить ненормальную по меркам современных стран с развитой экономикой привязанность человека (работника) к жилью, когда люди не стремятся искать работу в других регионах, зная, что непропорционально высокая часть их заработка будет тратиться на аренду жилья (высокие издержки мобильности), что нивелирует выгоду от миграции. Для этого нужно обеспечить регистрацию в таком жилье временно проживающих мигрантов путем создания стимулов к этому как со стороны арендатора, так и арендодателя», — говорит господин Калмыков. Путь к этому, по его мнению, может лежать через государственные гарантии соблюдения обеими сторонами взятых на себя обязательств (от произвольных изменений арендной платы, сохранности имущества и ответственности перед третьими лицами). «Одновременно размер взимаемого подоходного налога может быть уменьшен, в том числе за счет учета амортизационных расходов на содержание имущества. Данную проблему невозможно решить лишь мерами миграционной политики: не обойтись без серьезных шагов в области жилищного и налогового права», — считает господин Калмыков.

Подробнее: http://kommersant.ru/doc/3012607


Николай Калмыков © 2015